Афганистан как источник угроз для Центральной Азии. 

Нурдин Мамбетов

Афганистан по-прежнему, остается источником угроз для сопредельных государств, что было отмечено на региональном диалоге советников по национальной безопасности и секретарей советов безопасности Китая, России, Ирана, Индии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, который состоялся в Душанбе в конце мая 2022 года.

Тенденция роста нестабильности в Афганистане, несмотря на все заверения власти талибов в контроле над страной, имеется не только в активизации Фронта национального сопротивления Афганистана (ФНСА) в Панджшере или диверсиях ИГИЛ, но возможных скрытых противоречиях в самом движении Талибан.

По заявлению военного командования ФНСА в апреле текущего года активные операция против талибов проводились в провинциях Бадахшан, Баглан, Джаузджан, Кундуз и Панджшер.

С другой стороны ИГИЛ в Афганистане, его филиал Хорасан усиливает свои позиции через осуществление террористических актов и устрашение населения в 2022, начиная с нападения в Герате 22 января и далее мечети, где собирались шииты для молитв или празднеств. 24 мая боевики ИГИЛ уничтожили опоры линии электропередачи в провинции Саманган.

Однако наиболее эффективным средством достижения своих целей в ИГИЛ — Хорасан возможно также рассматривается и пропаганда в социальных сетях или информационном агентстве этой организации «Amaq». 

Анализ арабского и русского контента информационного агентства «Amaq», в особенности с февраля 2022 года, показывает что, ИГИЛ – Хорасан начинает широко использовать внутренние, в том числе и этнические противоречия в Афганистане, которые появились после прихода к власти талибов в 2021 году.

По сообщениям СМИ правительство талибов уже в сентябре 2021 года лишила узбекский язык статуса официальный, согласно принятому закону под названием «Основы», государственными языками остаются исключительно пушту и дари.

Более того на севере страны в провинции Джаузджан по информации журналиста «Радио Азади» Абубакара Сиддике было выселено талибами с собственных земель около 1000 человек, в основном из общин узбеков и туркмен. [1] 

И хотя заместитель пресс-секретаря «Талибана» Инамуллы Самангани со ссылкой на начальника полиции района Куш-Тепе, провинции Джаузджан, опроверг эту информацию, тем не менее, по всей видимости, напряженность этнического характера в стране все же присутствует.

17 мая боевик Талибана этнический узбек Абдул Рахим на военной базе в местности Гардаб Джамили в провинции Баглан убил троих талибов из числа пуштун и ранил командира военного объекта. Газета «8 Собх» ссылаясь на свои источники в Афганистане, сообщила что, 5 июня в провинции Бамиан произошли вооруженные столкновения между отрядами боевиков Талибана – хазарейцами и элитным спецподразделением талибов из-за попытки сместить директора разведки этой провинции Мехди Моджахеда, этнического хазарейца.

Акцентирование в контенте «Amaq» на этнические проблемы, связано с попытками ИГИЛ – Хорасан найти более широкую опору и поддержку среди узбеков и таджиков Афганистана. На это также указывают материалы информационного агентства «Amaq» на узбекском языке, которые критикуют традиционный кодекс пуштунских племен Афганистана – пуштунвали, преобладание во властных структурах этнических пуштунов. Кроме того, власть талибов рассматривается в пропаганде ИГИЛ – Хорасан как отступников веры, которые сотрудничают с неверными – Россия, Китай, Иран и другие. 

Этнический вопрос в перспективе может иметь далеко идущие последствия не только для Афганистана, где у ИГИЛ – Хорасан практически мало сторонников среди пуштун, но и в особенности для стран Центральной Азии, населенной также узбеками и таджиками.

Темпы роста террористической угрозы ИГИЛ – Хорасан с выводом войск США и НАТО медленно, но верно идут вверх, на что указывают активность пропаганды и террористические атаки, которые, в конечном счете, при дальнейшей нестабильности в Афганистане превратятся и региональную угрозу для сопредельных государств.

В этой связи особе примечателен инцидент с покушением на министра обороны правительство талибов муллы Мохаммада Якуба в мае текущего года в Кабуле на церемонии шестой годовщины гибели лидера движения Талибан Ахтара Мансура.

Ответственность за террористический акт взяли на себя сразу две организации — Фронт национального сопротивления Афганистана (ФНСА) и ИГИЛ – Хорасан. 

С другой стороны эксперт по Афганистану и Ирану Андрей Серенко рассматривает за этим покушением вероятность внутреннего конфликта в Талибан, между фракциями муллы Якуба и Сираджуддина Хаккани. [2]  

В действительности в кабульской гостинице «Истикляль» на церемонии, по случаю годовщины гибели лидера движения Талибан Ахтара Мансура, во время покушения на муллу Мохаммада Якуба отсутствовали члены «Сети Хаккани». Вместе с этим «Сеть Хаккани» в Афганистане обладают подразделениями смертников, коммуникациями, лагеря подготовки и широкой сетью осведомителей. Тем не менее, прямых доказательств, что смертник «Сети Хаккани» совершил покушение на муллу Мохаммада Якуба, фактически нет.

ИГИЛ – Хорасан также имеет как большой опыт проведения подобных акций, серия взрывов и нападений в кабульском аэропорту в августе 2021 года во время эвакуации, при которых в том числе, было убито 13 военнослужащих США. [3] 

Несмотря на попытки власти талибов, после августа 2021 года разгромить и ослабить ячейки ИГИЛ – Хорасан, террористическая организация сохраняет свой потенциал и способность вести вооруженную борьбу. По сообщению афганского канала новостей TOLO News 7 июня 2022 года талибы в провинции Парван, уничтожили большой склад оружия и боеприпасов ИГИЛ – Хорасан, пятьдесят минометных снарядов, две ракетные пусковые установки, множество ракет и боеприпасов. С учетом того что, провинция Парван граничит с Кабулом – центром сосредоточения власти Талибана, говорить о ликвидации угрозы ИГИЛ – Хорасан еще рано. Перспективы разгрома ИГИЛ – Хорасан в Афганистане в среднесрочный период неочевидны, все будет зависеть от способности руководства Талибана не скатиться в междоусобицу конкурирующих фракций муллы Мохаммада Якуба, под контролем которого все ресурсы Министерства обороны и Сираджуддина Хаккани, управляющего Министерством внутренних дел и разведкой. К тому же, судя по карте боевых действий Фронта национального сопротивления Афганистана и ударов ИГИЛ – Хорасан, Талибан не обладает возможностью и эффективным опытом контр террористических операций, ввиду того что, в большей части своего существования сами вели партизанскую борьбу с различными группировками и силам США и НАТО.

Этническая проблема в то же время поднимается в вопросе нейтрализации действий Фронта национального сопротивления Афганистана (ФНСА). Источники этой организации сообщают о многочисленных военных преступлениях в отношении гражданского таджикского населения в провинциях Капис, Парван, Панджшер и Баглан. 

По неподтвержденным данным Фронта национального сопротивления Афганистана (ФНСА) в результате конфликта между формирования талибов из числа пуштун, узбеков и таджиков на севере страны, в провинции Сари-Пуль поднял бунт отряд полевого командира маулави Мехди Муджахида.

Эти внутренние процессы сами по себе несут большую угрозу существования Афганистана как единое целое и в перспективе могут привести к распаду по этническому признаку на узбекские и таджикские государственные образования на севере страны, даже и без влияния извне со стороны Запада.

С другой стороны существуют признаки начало формирования центробежных сил в Афганистане и за его пределами, которые являются потенциальным инструментом влияния иностранных государств, имеющих свои геополитические интересы в регионе.

В южных провинциях Афганистана создана организация сопротивления из пуштунов – Освободительное движение Афганистана (The Afghanistan Liberation Movement) из числа бывших военных правительства Ашрафа Гани.

За пределами Афганистана сформировано новое политическое движение «Мир и справедливость» во главе с бывшим руководителем администрации президента А. Гани Мохаммадом Шакиром Каргаром. 

При этом есть вероятность того что, эти организации являются дезинформацией или попытками создать видимость сопротивления власти Талибана в Афганистане. Тем не менее, бывший командующий силами специального назначения Афганистана генерал-лейтенант Фарид Ахмади заявил что, в США и Европе умалчивают о военных преступлениях талибами по всему Афганистану, в особенности в Панджшере, Баглане и Тахаре, что можно рассматривать как попытки найти финансовую и военную поддержку для создания сил сопротивления Талибану.

Вкупе с этим дальнейшая неспособность власти талибов полностью стабилизировать ситуацию в стране, адаптации и развитию в новых условиях, преобладание в политической элиты Афганистана только одной этнической группы только усилить сепаратизм на севере страны и позиции ИГИЛ – Хорасан, демонстрирующей себя как наднациональная организация. А при худшем развитии сценария в Афганистане региональная безопасность в Центральной Азии окажется под сильной угрозой, прежде всего в Таджикистане, где сохраняется напряженность в Горно-Бадахшанской автономной области и в Кыргызстане, с его перманентной политической нестабильностью.

Мамбетов Нурдин, заместитель директора аналитического центра «Prudent Solutions». 

[1] Абубакао Сиддике, журналист, специализируется на освещении Афганистана и Пакистана, автор книги «Пуштунский вопрос: неразрешенный ключ к будущему Пакистана и Афганистана».

[2] Андрей Серенко, руководитель Аналитического центра Российского общества политологов, ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), журналист.

[3] Телеграмм канал информационного агентства «Amaq» опубликовал фотографию террориста – смертника по имени Шахрам Мовахед, который совершил покушение на муллу Мохаммада Якуба.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s