Место и роль Кыргызстана в глобальных и региональных процессах. Э. Усубалиев.

Выступление на «круглом столе» — «Видение новой концепции внешней политики Кыргызской Республики». 16 февраля 2018.

Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Выражаю признательность за приглашение на круглый стол и возможность поделиться некоторыми идеями относительно проблем формирования внешней политики Кыргызстана. Отрадно что Дипломатическая академия становится инициатором важных дискуссий на тему внешней политики и выражаю надежду что эта деятельность позитивно отразится на процессе формирования новой концепции внешней политики КР.

Исходя из темы заявленного доклада о месте и роли КР в международных глобальных процессах, предлагаю нам быть максимально реалистичными — а именно, признать тот факт что мы не играем никакой роли в международных глобальных процессах и, наше место в системе международных отношений этим и определяется.

С другой стороны, Кыргызстан должен осознать, что страна имеет потенциал оказывать значительное влияние на региональные процессы в Центральной Азии, но никогда за всю историю независимого развития Кыргызстан не пользовался этими преимуществами.

На мой взгляд, при написании концепции внешней политики, рабочая группа МИД должна учитывать реальные возможности нашей страны и ставить реалистичные цели и задачи, вытекающие их нашего положения в общей системе глобальной и региональной системы международных отношений.

В частности, как отмечалось ранее на одной из конференций по внешней политике в стенах дипломатической академии — «Кыргызстан следует в фарватере внешней политики России», что означает,  что нам не нужна ни концепция внешней политики, ни внешняя политика как таковая. Либо, распространена другая точка зрения о том, что МИД проводит определенную работу и ни общественность ни экспертные круги не должны знать, на каких принципах строится внешняя политика, какие приоритеты определяет МИД при реализации внешнеполитического курса и т.д.

В данном случае, я не оспариваю наши союзнические отношения с Россией и в международном плане, это положение нашей страны оправдано. На вряд ли можно представить себе ситуацию, когда Кыргызстан сможет оказывать влияние глобального масштаба или стать центром силы в международных отношениях. Мы совершенно естественно поддерживаем позиции России по ключевым проблемам международных отношений и глобальной безопасности. И как бы не говорили о формировании многополярного мирового устройства, мы все равно в той или иной мере придерживаемся блокового принципа, где есть союзники США, страны поддерживающие Россию и, возможно идет формирование третьего блока, потенциально в лице Китая, но это пока перспектива.

По сути, наше международное положение по наиболее важным вопросам мировой политики, определяется на сколько и в каком виде мы готовы поддержать позицию России в международных отношениях. Это абсолютно оправдано, поскольку ни с одной страной мира мы не имеем более тесных исторических, культурных и иных связей.

Однако, если мы хотим изменить наше положение в сторону более активной международно-политической роли нашего государства, необходимо прагматично определить что мы можем предложить России с одной стороны, и, что мы можем попросить взамен, как в глобальном, так и региональном измерениях внешней политики. «Следование в фарватере внешней политики России» должно приносить нашей стране международно-политические, имиджевые дивиденды, которые будут содействовать повышению статуса Кыргызстана, как участника важных международно-политических процессов. И в данном случае мы сами должны выступать инициаторами этой деятельности.

К примеру, мирные переговоры по урегулированию конфликта в Сирии проходят в Астане. У Казахстана нет отдельной роли в решении конфликта в Сирии, равно как и отличной от позиции России политики в отношении этой страны. Но сам факт проведения переговоров по Сирии в Астане, способствует международному имиджу Казахстана. Либо переговоры контактной группы по урегулированию конфликта на Востоке Украины, проходящие в Минске. Для международного статуса Беларуси этот формат переговоров на ее территории имеет большое значение, на столько, что на инициативу Н. Назарбаева о переносе этих переговоров в Астану, МИД Беларуси довольно язвительно отшутился.

В международно-политическом плане, мы должны преследовать конкретные цели, которые будут приносить нам выгоду. В противном случае, мы и дальше будем восприниматься только как место проведения глобальных горных саммитов, международных игр кочевников, и форумов по защите снежных барсов. 

К примеру, в период пребывания на территории КР военной базы сил коалиции НАТО, мы пользовались только финансовыми выгодами, а пристальное внимание к нам со стороны международного сообщества мы воспринимали как должное. Кыргызстан мог бы использовать факт международного внимания для превращение страны в международную площадку для обсуждения вопросов безопасности и международной политики, тем самым повышая собственный статус в международных отношений.

Вывод сил коалиции НАТО с территории Кыргызстана, позитивный с точки зрения безопасности шаг, однако, это предопределило стагнацию нашей внешней политики и мы по сути оказались на задворках как международной, так и региональной дипломатии и международной жизни.

На мой взгляд, активизация нашей внешнеполитической активности, должна стать важной целью Кыргызстана на ближайшие 5-10 лет. Учитывая наши союзнические отношения с Россией и то значение, которое мы можем представить для России как члены, ОДКБ, ШОС, ЕВРАЗЭС, мы в можем просить Россию содействовать организации переговоров международного уровня на территории Кыргызстана. Где Кыргызстан будет выступать в качестве стороны оказывающей «добрые услуги», посредничество, а в каких то случаях инициатором международных форумов.

Ситуация, когда мы находимся на задворках международно политической жизни в условиях реализации множества энергетических, транспортных и иных проектов, а также угроз безопасности в Центральной Азии, не должна удовлетворять руководство нашей страны.

Важно отметить, что вопросы связанные с Афганистаном немного выпадают из направлений по активизации международной роли страны, поскольку Узбекистан уже объявил о проведении международной конференции «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие» в 2018 году и заручился поддержкой стран, оказывающих влияние на ситуацию в Афганистане во время недавнего визита министра иностранных дел А. Камилова в Иран, Индию и Пакистан. И есть все основания полагать, что Узбекистан будет развивать это направление и получит международную поддержку своих инициатив.

Но в международной политике существует множество проблем и вопросов, с которыми сталкивается Россия. И для того чтобы убедить Россию в том, что Кыргызстан может оказывать содействие в качестве важной площадки для проведения международно значимых переговоров, необходимы постоянные и тесные консультации с Россией. Я думаю что для нашего руководства это не проблема. Проблема убедить Россию, что Кыргызстан может быть полезен.

Взамен нашей активной подтяжки России на международной арене в рамках ООН, ОБСЕ, а также по ключевым вопросам международной политики, нам всего лишь необходимо перевести обсуждение части проблем на нашу территорию. Помимо международно-политических выгод для Кыргызстана, наша инфраструктура, гостиничный бизнес, сфера оказания услуг и прочие отрасли, постучат значительный импульс в развитии и дополнительные пополнения в бюджет.

К примеру, это российско-китайский диалог по вопросам экономического сотрудничества в Центральной Азии в условиях развития и сопряжения двух проектов ЕВРАЗЭС и Один пояс один Путь, Российско-американский консультации по Центральной Азии, отношения России с Индией, Пакистаном и многие другие вопросы, которые при детальных консультациях с Россией могут найти поддержку.

Кыргызстан также может просить Россию оказать поддержку наших собственных инициатив в этой области. К примеру, вступление Ирана в ШОС, которое конечно будет решаться на регулярных саммитах этой организации, но мы знаем что у Ирана не решены многие проблемы с государствами Центральной Азии, в частности Таджикистаном. Кыргызстан может выступить с инициативой оказания «добрых услуг» в нормализации отношений между Ираном и Таджикистаном. Проведение конференции либо постоянно действующего диалога «Центральная Азия плюс Иран», также может быть важной инициативой Кыргызстана и многие другие вопросы, осуждение которых может стать предметом для отельного круглого стола.

Между тем, не смотря на следование в «фарватере внешней политики России» мы все же должны сохранять элемент собственной независимости и решения собственных национальных интересов. Наши национальные интересы не имеют цели реализации в глобальной политике. Область реализации наши коренных национальных интересов должна находиться исключительно в региональном контексте Центральной Азии и нашего ближайшего географического окружения, под которым я подразумеваю Китай.

Тесные союзнические отношения с Россией, должны приносить нам пользу в региональном масштабе. В Центральной Азии до сих пор не решены три проблемы:

  • вопросы границ;
  • водно-энергетические проблемы;
  • взаимное доверие.

Вопросы границ в Ферганской долине, между Таджикистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном. Не буду подробно рассматривать эту проблему, так как ее решение, безусловно, будет отмечено в приоритетах внешней политики страны. Отмечу, что для реализации наших региональных инициатив, создание регулярной площадки для обсуждения пограничных вопросов и многих связанных с ними проблем, с привлечением опыта России и зарубежных стран, а также укрепление мер доверия между странами может отвечать нашим интересам.

На мой взгляд важно понять, что в реализации региональной стратегии Кыргызстан должен стремиться к достижению такого места и роли, когда без участия и консультаций с Кыргызстаном, невозможно решение важных региональных вопросов. Мы в частности располагаем двумя важными инструментами первый — практический, являющийся инструментом влияния, второй — идейный, который реализовать трудно, но в качестве некой идеалистической цели, к которой необходимо стремиться, может найти поддержку стран региона.

Водные вопросы. Кыргызстан должен содействовать формированию справедливого и взаимовыгодного режима использования водных ресурсов в Центральной Азии, основанного на том, что вода является полноценным товаром, таким же как и газ и нефть. Затраты Таджикистана и Кыргызстана по накоплению и сохранению водных ресурсов на основных гидроэнергетических сооружениях региона, должны компенсироваться. В свою очередь, страны, где формируются основные водные ресурсы, гарантируют справедливое распределение ресурсов, но на основе взаимной выгоды.

По вопросу укрепления доверия. Содействие формированию справедливой системы региональных отношений в Центральной Азии, которая основывается на принципах взаимного уважения и взаимной выгоды без использования торгово-экономических инструментов и  преимуществ географического положения, в качестве средств оказания давления, принуждения и диктата по политическим мотивам.

На мой взгляд, некоторые идеи, высказанные в докладе, при дальнейшей работе над их формулировкой, могут быть востребованы при написании концепции внешней политики Кыргызстана.

Благодарю за внимание.

Э.Е. Усубалиев, к.и.н., директор аналитического центра «Разумные Решения».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s