Визит президента КР С. Жээнбекова в Узбекистан

Визит нового президента Кыргызстана С. Жээнбекова прошел на фоне «прорывных» договоренностей и нового формата сотрудничества между Кыргызстаном и Узбекистаном, ставшим возможным в силу нового внешнеполитического курса Ташкента, заложенного год назад, а также осенних встреч узбекского лидера Ш. Мирзиеева и экс-президента Кыргызстана А. Атамбаева.
Тогда лидеры двух центральноазиатских стран договорились о: большей части прохождения государственной границы (85%), повисшей на повестке дня на протяжении более чем 20 лет; свободном пересечении граждан обеих стран через границу; налаживании межобластного сотрудничества между приграничными областями Кыргызстана и Узбекистана; а главное – стороны пришли к согласию в отношении строительства гидроэнергетических станций в Кыргызстане, которое не будет игнорировать интересы Узбекистана и, более того, будет подразумевать участие последнего в этих проектах. Не обошли стороной Бишкек и Ташкент вопрос принадлежности и режима функционирования Орто-Токойского водохранилища.
Визит новоизбранного президента Кыргызстана С. Жээнбекова в Узбекистан расценивается как подтверждение и продолжение взятого политического курса на сближение, а также поиск дополнительных сфер и механизмов сотрудничества с целью расширения и углубления внешнеполитических и внешнеэкономических векторов взаимодействия.
Между двумя странами на повестке дня находятся несколько вопросов, среди которых первостепенным является оставшиеся 15% (200 км. из которых 40 км. уже описаны) спорной территории – самый трудный участок межгосударственной границы. Несмотря на приоритетность этого вопроса, стороны подтвердили свои намерения относительно дальнейшей работы по этим участкам, оставив подписание документов по границе на будущую перспективу.
По итогам встречи двух президентов было принято совместное заявление, в котором стороны отметили, что кыргызко-узбекские отношения достигли стратегического уровня и высокой степени взаимопонимания. Стороны положительно отметили рост товарооборота между странами, который планируется довести с 250-280 млн. долл. США до 500 млн. долл. США. В этой связи, президенты отметили необходимость и важность снятия преград для торговли и перемещения товаров, людей и услуг. Была также отмечена важность железнодорожного коридора Китай-Кыргызстан-Узбекистан, который бы вдобавок задействовал транзитные мощности обеих стран. По этому вопросу было оговорено, что рабочие группы состоящие из компетентных специалистов двух республик начнут свою работу в ближайшем времени. На встрече в расширенном составе, президент Кыргызстана предложил «рассмотреть возможность восстановления регулярных пассажирских маршрутов, связывающие Ошскую, Джалал-Абадскую и Баткенскую области КР с соседними областями Узбекистана» для чего необходима реализация договоренностей о создании Совета полномочных представителей Кыргызской Республики в приграничных областях и хокимов приграничных областей Республики Узбекистан.
Президенты не обошли стороной один из краеугольных аспектов двусторонних отношений – водно-энергетическое взаимодействие. В целях установления постоянного диалога и выработки взаимовыгодных решений была достигнута договоренность о создании Совместной двусторонней водохозяйственной комиссии. Отметим, что функционирование Орто-Токойского водохранилища 92% воды из которого будет отдаваться Узбекистану, а узбекская сторона намерена делать выплаты 92% от суммы необходимой на содержание водохранилища, все эти мероприятия требуют создания прозрачных механизмов управления. Двусторонний формат разрешения водно-энергетических вопросов является наиболее эффективным и доказал свою жизнеспособность с начала 2000-х гг., в то время как многосторонние площадки в Центральной Азии наоборот претерпевают своего рода кризис.
Президент КР С. Жээнбеков также провел встречи с премьер-министром РУз Абдуллой Ариповым и спикером Олий Мажлиса РУз Нурдинжоном Исмаиловым.
По информации официального сайта президента Кыргызской Республики были подписаны следующие межправительственные соглашения:
« — Программа между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Кыргызской Республики об экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве на 2018-2021 годы;
— Соглашение между таможенными ведомствами об организации упрощенного порядка осуществления таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств (Упрощенный таможенный коридор);
— Договор о научно-техническом сотрудничестве между Академией наук Республики Узбекистан и Национальной академией наук Кыргызской Республики;
— План мероприятий по сотрудничеству между Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан и Министерством чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2018 год;
— Соглашение о сотрудничестве между Федерацией профсоюзов Узбекистана и Федерацией профсоюзов Кыргызской Республики;
— Меморандум о взаимопонимании между Центральным Советом Союза молодежи Узбекистана и Государственным агентством по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики».
Между тем, очевидно, что сегодня Узбекистан выходит за рамки отводившейся ему ранее традиционной роли главного военно-политического форпоста Центральной Азии и, как известно, переключается на параллельное развитие торгово-экономических отношений со своими соседями.
Встречам на высоком уровне предшествовал бизнес-форум коммерческих кругов обеих республик, в котором от Кыргызстана участвовало около 100 предпринимателей, которые напрямую могли поговорить с узбекскими коллегами для поиска и налаживания взаимовыгодных решений. По результатам форума было подписано контрактов на сумму около 140 млн. долл. США, что свидетельствует о высокой заинтересованности бизнеса двух стран во взаимодействии и торговле. Расширение бизнес связей напрямую отвечает интересам обеих стран и позволяет задействовать неофициальные механизмы и экономическую, территориальную взаимозависимость в выгодном для обеих стран русле.
Промышленное развитие Узбекистана за прошедший год президентства Ш. Мирзиеева очевидно, как и очевидны попытки нового руководства диверсифицировать вектора экономического сотрудничества Узбекистана с внешним миром. В этой связи, необходимо отметить, что визит С. Жээнбекова был не только направлен на подтверждение существующих договоренностей с Ташкентом и развитие добрососедских отношений, но также и на поиск политико-экономических точек соприкосновения, а также углубление сотрудничества прежде всего в транспортно-логистической сфере. Недавнее закрытие государственной границы Казахстаном с соседним Кыргызстаном вскрыли все уязвимые точки Кыргызстана, как страны находящейся в труднодоступном географическом положении и сильно зависящей от политической воли соседних республик. Узбекистанский внутренний рынок и его разветвленная транспортная сеть может стать одним их альтернативных выходов в будущем, если ситуация с закрытием северных границ повторится. Причем риски повторения сценария в среднесрочной перспективе осязаемы и основываются не только на политических причинах возможного давления, но также и на субъективных факторах отношений между казахстанской и кыргызстанской политическими элитами.
Рассматривая углубление взаимодействия Кыргызстана с Узбекистаном с точки зрения региональной политики, становится очевидным, что Ташкент не только провел масштабную работу над ошибками относительно стратегии и тактики своего экономического развития, но также намерен выступить в качестве альтернативного политико-экономического полюса притяжения в Центральной Азии как для стран региона, так и для геополитических игроков. Это в средне- и долгосрочной перспективе может вызвать определенное противодействие Астаны, равно как и возможна готовность идти на определенные уступки в отношениях с Кыргызстаном, если риски угрозы интересам казахстанской стороны обретут реальный характер.
В целом же, Кыргызстан, будучи членом ЕАЭС и непосредственным соседом Китая, продвигающего свой геэокономический проект «Один пояс – один путь», и исходя из гармонизации геоэкономических и геополитических подходов Китая и России на евразийском пространстве (о чем было заявлено на встрече В. Путина и Си Цзиньпинем в мае этого года), намерен извлечь выгоду и для своего развития. Узбекистан для достижения этих целей является ключевым элементом.
Инфраструктурное развитие, наблюдаемое сегодня в Кыргызстане, находится на невысоком уровне и требует дополнительных финансовых вливаний для получения осязаемых выгод. Ключевыми областями на сегодня выступают транспортно-логистическая (при условии строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан) и гидроэнергетическая. Понимание важности развития этих сфер на сегодня демонстрируется руководством Кыргызстана, тем не менее, крайне важно, что бы отличительная черта региональной политики времен 90-х и начала 2000-х, заключающая в декларативности всех заявлений и отсутствия реальных действий не стала таковой и в нынешнее время.
Отметим, что отношения между Узбекистаном и Кыргызстаном долгое время трактовались только через призму существовавших проблем по гидроэнергетическому, газовому, пограничному вопросам. Устранение этих проблем может снять вопрос экстраполяции проблемных зон на весь спектр межгосударственных отношений и способствовать развитию межнационального согласия в Ферганской долине, наиболее густонаселённом и конфликтогенном регионе ЦА, что безусловно отвечает интересам не только Бишкека и Ташкента, но всех геополитических сил реально заинтересованных в стабильности Центральной Азии.
Атай Молдобаев, заместитель директора аналитического центра «Разумные Решения»