Обзор событий за апрель 2013 г. в Казахстане

апрель 2013 г.
Динамика протекающих процессов в стране, несмотря на свою вялотекучесть в политической сфере, находится на более высоком уровне в экономической и социальной сферах. Внутренняя ситуация в стране остается на стабильном уровне. Тем не менее, представляется целесообразным рассмотреть каждое из вышеуказанных направлений для системного представления внутренних процессов.
Социальная сфера Казахстана традиционно является одной из центральных тем СМИ, но, по сути, не отражает истинного положения дел в стране. Обзор СМИ показывает, что социальная область выступает в качестве наполнителя новостной ленты, а материалы зачастую носят довольно популистский характер. Наиболее животрепещущей темой социального сектора в Казахстане является реформирование пенсионной системы страны. Согласно государственным нововведениям, которые призваны оптимизировать отношения между вкладчиками и основными пенсионными фондами, предполагается перевести все активы пенсионного накопления под общую государственную структуру ЕНПФ (Единый накопительный пенсионный фонд), который будет создан на базе Государственного пенсионного фонда в июне этого года. На сегодняшний день в Казахстане действуют несколько крупных фондов: НПФ «Астана», НПФ «Народного банка Казахстана», НПФ «Республика», НПФ «Улар Умит», НПФ «Капитал», НПФ «Атамекен», ОНПФ «Отан», НПФ «Грантум» и др. Однако на фоне проводимых реформ наблюдается высокая активность населения по переводу своих средств в основные фонды (за исключением ГНПФ: Астана и Народный Банк), которые, по всей видимости, будут работать в качестве аффилированных подструктрур ЕНПФ. Между тем, своеобразная паника вкладчиков обуславливает снижение деятельности более мелких НПФ и, соответственно, приводит к уменьшению рабочего штата, закрытию многих региональных филиалов и закрытию многих НПФ в принципе в силу неконкурентоспобности на рынке. Безусловно, риски проявления социальных недовольств в результате повышения уровня безработицы будут расти в среднесрочной перспективе.
Одним из направлений пенсионной реформы является унификация пенсионного возраста, которое в своей сути сводится к увеличению срока выхода на пенсию с 63 лет. До объявленной реформы женщины достигали пенсионного возраста в 58, мужчины в 63. Подобные меры вызывают волны критики как со стороны экспертов, так со стороны населения, приближающегося к возрасту выхода на пенсию. Противники подобных мер оперируют аргументами, которые сводятся к реформированию всей государственной политики занятости и оплаты труда (а не ее отдельных компонентов), созданию эффективных профсоюзов и нецелесообразности приравнивая женского пенсионного возраста к мужскому, в силу их различных социальных функций. Тем не менее, благоприятным моментом, по нашему мнению является постепенный характер перехода к конечному результату, который рассчитан на 10 лет, начиная с 1 января 2014 г.
Необходимо отметить, что реформа пенсионной системы, по словам председателя правления Национального Банка РК обусловлена прогнозируемом дефиците бюджета страны к 2023 г., который составит 19,6 млрд. долл. США. Исходя из фактора неминуемого и прогнозируемого банкротства, срочность внедрений пенсионных преобразований объясняется активностью компетентных госорганов в этой сфере.
Между тем, проблемы внутренней безопасности в стране такие как терроризм и иные антисоциальные явления стоят на первом месте. На сегодняшний день, объявленная казахстанскими правоохранительными органами борьба с терроризмом и экстремизмом продолжает приносить свои плоды. Судебные процессы над обвиняемыми в пропаганде терроризма и экстремистских идей продолжаются в нескольких регионах страны. Необходимо отметить, что специфика распространения террористических настроений, следовательно, пропагандистской работы приходится на Атыраускую, Актюбинскую и Карагандинскую обл., реже южные области страны (Тараз и Алматы). С учетом высокой активности и проявлений агрессии со стороны радикалов в 2011-2012 гг., на сегодняшний день можно отметить отсутствие подобных акций. Многие казахстанские эксперты склонны считать это заслугой правоохранительных органов, а также принятием поправок в Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму» в начале этого года. К тому же, хорошая подготовка и осведомленность правоохранительных органов страны, как отмечают эксперты, приводит к тому, что угроза деятельности террористических группировок является искусственно раздутой, а сами бандформирования постепенно уходят из Казахстана в другие государства Центральной Азии. Однако такое мнение представляется ошибочным, оторванным от реальности и было озвучено с единственной целью – убедить гражданское общество в полном контроле над ситуацией. Серии терактов в городах Казахстана предыдущих двух лет, довольно недвусмысленно показывают неспособность спецслужб по превентивному пресечению террористической деятельности религиозных радикалов. Как же было озвучено президентом Назарбаевым в ходе «III Министерской конференции министров иностранных дел стран Стамбульского процесса по Афганистану», силовые структуры весьма озабочены ростом терроризма в Центральной Азии и возрастающими потоками транспортировки опиатов через регион и Казахстан в частности. Отметим, что заявленный вывод сил НАТО из Афганистана несет в себе потенциальную угрозу для Казахстана и остальных ЦА стран. Причем в свое время поддержка Казахстаном миротворческих миссий на Ближнем Востоке и Афганистане, а также принятием противоречивого Закона «О религии» были восприняты религиозными радикалами как вызов, в связи с чем, был объявлен своего рода «джихад» правительству. С учетом этих факторов, а также передачи власти в среднесрочной перспективе в Казахстане (в Узбекистане, к слову, аналогичная ситуация), всплеск радикализма и насильственных акций протеста становятся весьма ожидаемым явлением.
Внутриполитическая жизнь в стране остается на низком уровне освещения и полной ориентации на действия высшего руководства Казахстана. Оппозиционные силы традиционно играют слабую роль в политических процессах, а их деятельность в своей сущности сводится к некоторым изменениям в составе и организации своих подходов. Усиление роли правоохранительных органов, вошедшее в активную стадию с начала прошлого года, стало определяющим фактором, влияющим на оппозиционную деятельность в стране. Тем не менее, умеренные оппозиционеры, оставшиеся на политической арене в отличие от их более радикальных товарищей (Козлов, «Алга!», Народный фронт), создали новое политическое объединение «Бирлик» на основе партий «Адилет» и «Руханият». Весьма интересной является тенденция крена деятельности оппозиционеров к властной точки зрения в вопросах развития государственности и Казахстана в целом. Таким образом, в качестве единой цели наряду с построением правового и демократического государства, партия «Бирлик» ставит перед собой реализацию президентской стратегии «Казахстан 2050». Исходя из этого, становится очевидным, что оппозиция на современном этапе существенным образом пересмотрела направленность своих действий и не идет на конфронтацию с властью, предпочитая сохранить свой ресурсный потенциал. Безусловно, пример опальных оппозиционеров в лице Рахата Алиева, Мухтара Аблязова и Виктора Храпунова, а также государственного курса, направленного на их полную дискредитацию и, соответственно, лишения материально ресурсной базы, является довольно показательным для внутренней оппозиции. К слову отметить, на днях было объявлено о задержании приближенного Аблязова Александра Павлова, которому были предъявлены обвинения в организации теракта в Алматы. На сегодняшний день готовится его экстрадиция в Казахстан, учитывая наличие полного пакета правового сотрудничества Испании с Казахстаном в вопросе уголовно-процессуальной координации, его выезд в Казахстан является делом времени. Между тем, возвращаясь к теме отношений власти с оппозицией встает большой вопрос относительно того насколько подобное слияние будет отвечать интересам и ожиданиям части населения, поддерживающей оппозицию. Сможет ли казахстанская оппозиция представить собой альтернативную силу в стране в среднесрочной перспективе также является интересом для анализа.
Тем не менее, обзор событий в стране показывает, что акцент в проводимой государственной политике ставится на социально-экономические аспекты жизнедеятельности, отодвигая политические вопросы на второе по приоритетности место. К тому же, задел на будущее, сделанный Назарбаевым и его командой за последние десять лет в вопросах выстраивания и укрепления вертикали власти, отношения с оппозиционными силами, а также подбора основного костяка президентской «свиты» позволяет не концентрировать особого внимания, решая эти вопросы в фоновом режиме. Рассматривая ситуацию с другой стороны, социально-экономический блок и его реформы требуют крупных финансовых вложений, изыскание средств в условиях шаткого баланса госбюджета планируется решать активной антикоррупционной деятельностью. Однако эти мероприятия в свою очередь укрепляют силовой блок в разы, добросовестность которого в рейтинге коррумпированных ведомств страны остается на последнем месте. Налицо некая противоречивость процессов в стране и в какой степени риски в проводимых мероприятиях будут учитываться руководством Казахстана зависит сохранность политического режима, а следовательно и его преемственность в целом. Безусловно, на сегодняшний день это является одной из центральных целей правящей верхушки власти.
Аналитический отдел «Prudent Solutions»