Обзор событий в Казахстане

январь 2013 г.

На современном этапе процессы, протекающие в стране в экономической, социальной и политической сферах, остаются на стабильном уровне своей реализации. Тем не менее, среди общей массы вялотекущих явлений, следует выделить несколько процессов, представляющих интерес для анализа.

В конце прошедшего 2012 года Сенат принял законопроект о Внутренних Войсках МВД, согласно которому вся прежняя структура внутренних войск подлежит переформатированию. С принятием поправок в стране по аналогу регулярной армии вместо бригад будут созданы региональные командования войск, руководители которых смогут принимать решения самостоятельно и не ждать одобрения вышестоящих лиц. До поправок, принцип работы сводился к следующему: полк – бригада – комитет ВВ МВД. Сейчас, в системе МВД устраняются 8 управлений бригад и создаются 4 региональных командных штаба: Северный, Восточный, Южный и Западный. У каждой структуры будет свой руководитель, не обязанный в принятии решения связываться с главным штабом. Напомним, что ВВ МВД – это силы не входящие в состав армии и действуют в структуре МВД. Главной задачей внутренних войск является обеспечение безопасности внутри страны: охрана общественного порядка, реагирование на ЧП, борьба с терроризмом и т.д.

Между тем, эти меры, предпринятые для оптимизации процесса принятия решений и, соответственно, для более быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации вызывают довольно противоречивые чувства. Можно с уверенностью предположить, что над подобной трансформацией стали думать основательно после событий в Жанаозене, где реагирование и работа силовых структур оставляли желать лучшего. Сейчас же, закон по сути предоставляет право региональным командирам отдавать любые приказы личному составу. Рассматривая ситуацию с другой стороны, также довольно непонятным остается факт, что снимается всяческая ответственность с вышестоящего руководства и целиком ложится на командира регионального формирования. Можно предположить, что такое развитие сценария имеет свой смысл и спустя некоторое время, подобная практика может быть заимствована не только правоохранительными органами, но и гражданскими структурами. Все зависит от того как поведет себя новая трансформация разделения власти в реальности.

Между тем, власти Казахстана вполне трезво проецируют себе перспективу ближайших 3-5 лет, в течение которых стабильность в стране будет одним из наиболее животрепещущих вопросов на повестке дня. Безусловно, это напрямую связано с последующим развитием событий вокруг вопроса президентства в Казахстане, формы передачи власти в стране, а также преемственности политического и поведенческого курса новыми властями страны. Оценки отечественных и зарубежных экспертов, которые, следует отметить, пестрят разнообразием версий и прогнозов, сходятся в одном – приблизительном сроке ухода Нурсултана Назарбаева со своего поста. К тому же, аналитики выделяют несколько представителей из круга политической элиты, представляющие собой реальную политическую силу с приличным материальным, а также электоральным фундаментом.

Так, согласно экспертному рейтингу политической элиты, бессменным лидером и вторым после Назарбаева человеком в государстве является председатель Комитета национальной безопасности Нуртай Абыкаев. Персона довольно неоднозначная, но несмотря на различные передряги на политическом Олимпе, которые сводились к противостоянию с Рахатом Алиевым, делу об убийстве оппозиционных политиков, беспорядкам в Жанаозене, Нуртай Абыкаев стабилен в своем положении. Своему успеху, согласно распространенному мнению, Нуртай Абыкаев обязан своей давней дружбе и глубокому чувству лояльности к президенту Назарбаеву.

На втором месте списка стоит Имангали Тасмаганбетов, экс-премьер и аким г. Астана. Политик, которого одновременно относят к одному из наиболее приближенных соратников Президента РК, а также самому главному сопернику Назарбаева №1. Именно из-за того, что Назарбаев не желает выпускать своих соперников из виду, держит Тасмаганбетова рядом. Астанинский аким известен своей немаловажной ролью в деле «Казахгейт», жесткой антиоппозиционной деятельностью в бытность премьером, а также имиджем хорошего хозяйственника. На третьей и четвертой строчках рейтинга остановились Карим Масимов – руководитель Администрации президента и Серик Ахметов – премьер-министр Казахстана. И если с первым все понятно, т.е. как отмечают специалисты Масимов (уйгур      по нации, позднее измененной в пользу казахского этноса) не тот человек, который сможет добиться чего-то большего чем занимаемые им посты. Последний принадлежит к когорте близких и перспективных людей, но которым еще предстоит «доказать свою верность» президенту. Анализ показывает, что Назарбаев ведет тонкую кадровую игру со своими подчиненными. Люди из близкого окружения президента должны быть готовы ко всем «превратностям судьбы», которая весьма изменчива и полна взлетов и падений, пребывая в руках Назарбаева и его администрации. В целом же Абыкаев, Тасмагамбетов и Масимов – это три политика, остающиеся неизменными лидерами рейтинга. Причем, как отмечают эксперты, их высокое положение в эшелонах власти обеспечивается прежде всего их авторитетностью, которая выше уровня их эффективности и перспективности. На пятой строчке экспертного рейтинга находится Тимур Кулибаев, второй зять Назарбаева. Его позиция во многом обязана его родственной связью с президентом, однако после продолжительной работы на руководящих постах и постоянными контактами с представителями разных элит страны, влияние и возможности Кулибаева сегодня значительно высоки.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в Астане складывается довольно щекотливая ситуация. Сравнительно близкий отход от дел Нурсултана Назарбаева ставит практически весь государственный аппарат в подвешенное состояние. Казахское общество, традиционное по своей сути и тем самым, пронизанное архаичным разделением по родоплеменной линии, в наибольшей степени подвержено влиянию этих факторов в высших эшелонах власти. В этой связи, высокая концентрация представителей различных кланов в Акорде обуславливает их борьбу между собой за собственный «кусок пирога». В силу отсутствия ярко выраженного преемника в Казахстане, развитие событий может принять любой оборот.

Между тем, на прошедшей неделе была произведена очередная рокировка министров: первым заместителем премьера и главой нового Министерства регионального развития страны стал Бахытжан Сагинтаев. Мухтар Кул-Мухаммед, ранее занимавший должность госсекретаря стал министром культуры и информации. Его прежнее место занял Марат Тажин, оставивший пост Секретаря Совета безопасности. Министром экономики и бюджетного планирования стал Ерболат Досаев.

Процессы в области кадровой политики страны несмотря на свою динамичность, демонстрируют острый кадровый кризис и неспособность Назарбаева подыскать замену старым ставленникам. Стоит отметить, что подобная проблема наблюдается в Казахстане сравнительно давно. Однако искусственно созданная пиар-акция руководства страны о привлечении молодых специалистов в топ-менеджмент фактически не изменило ситуацию. К тому же, как показывает анализ, главным качеством современного казахстанского функционера высокого ранга является не его профессионализм, а высокое чувство преданности и лояльности к режиму, а также адаптация к изменяющимся условиям.

На сегодня президентская армия наиболее приближенных людей создает предпосылки для усиления теневых процессов в стране, связанных с борьбой представителей политической элиты Казахстана за власть. Риски дестабилизации ситуации в стране после ухода Назарбаева находятся на высоком уровне.

Аналитический отдел «Prudent Solutions»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s