Казахстан: внешнеполитическая активность руководства

февраль 2013 г.

На этой неделе, политическая жизнь Казахстана была ознаменована несколькими событиями, в большей степени внешнеполитическими. В остальных сферах жизнедеятельности событий, требующих отдельного внимания, не наблюдалось. Уровень освещения процессов на внутреннем поле по-прежнему остается низким и не позволяет в полной мере охватить необходимые для анализа явления.

Между тем, традиционно высокий уровень активности во внешней политике казахстанского руководства, этап за этапом выходит за рамки не только регионального взаимодействия, но и макрорегионального масштаба.

Вслед за установлением полного сотрудничества в уголовно-правовой сфере с Испанией в прошлом году, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил очередной рабочий визит в Испанию для подписания нового пакета документов, преимущественно в торгово-экономической и инвестиционной сферах.

Как сообщают СМИ, Назарбаев провел несколько встреч с крупными компаниями, такими как «ОHL», «Next Limit Technologies», «Airbus Military», «Maxam». Как известно, все эти компании в определенной степени представлены на рынке Казахстана. Так, «Maxam» работает в горнорудной промышленности Казахстана и имеет три завода, производящие взрывчатые вещества для промышленного использования в нескольких областях страны. «OHL» задействована в области строительства и проектирования, а «Next Limit Technologies» в производстве продуктов для компьютерного симулирования. Двустороннее сотрудничество Казахстана с «Airbus Military» имеет более углубленный характер взаимодействия и, по всей видимости, руководства обеих стран намерены открыть новые сферы, в том числе и обслуживание военно-транспортной авиации. Необходимо отметить, что на повестке дня стоял также вопрос об углублении испано-казахстанского сотрудничества в железнодорожной сфере, а именно совместного производства пассажирских вагонов высокого уровня и безопасности.

Более значимым, по нашему мнению, стало событие, имеющее более глубокий внешнеполитический эффект. Согласно договоренностям между Ираном и Казахстаном, 26 февраля в Астане будут проведены многосторонние переговоры по национальной ядерной программе Ирана в формате «5+1» . Напомним, что в 2012 году по инициативе Ирана встречи проводились в Турции, Ираке и России, но никаких осязаемых результатов по достижению консенсуса не принесли. Участники переговоров связывают некоторые надежды с предстоящей встречей, однако рассматривая ситуацию вокруг ядерного вопроса становится очевидным, что процесс по сути представляет собой политический тупик, так сказать «игру нервов», в котором выиграет тот у кого сильнее терпение.

Роль Казахстана в предстоящих переговорах не имеет большого международного политического значения, так как Астана не является полноправным участником, а лишь представляет площадку для обсуждения. Безусловно, Акорда обзаводится внешнеполитическим весом на международной арене, выступая в качестве посредника в серьезных мировых процессах, но по нашему мнению, существует и другая сторона. Иран, по всей видимости, делает недвусмысленные шаги по налаживанию более интенсивного сотрудничества со странами Центральной Азии, которую он рассматривает как перспективное пространство для укрепления своих позиций в условиях ожесточающегося режима санкций. Устранение имеющихся проблем с Казахстаном, как страны-экспортера урана и находящейся в непосредственной близости с Ираном, отвечает национальным интересам Тегерана.

Двусмысленная и неясная позиция Казахстана на внешнеполитическом поприще, которая выстраивается по принципу удовлетворения всех сторон, в данном случае повторяет свое предназначение и устраивает все стороны процесса. Безусловно, наивным было бы полагать, что Казахстан может урегулировать каким-то образом иранский ядерный вопрос. Иран, как показывает развитие событий, решительно настроен на развитии своей мирной ядерной программы и не собирается идти на поводу у США, а также Запада в целом.

Заигрывая с Западом и пытаясь послужить примером для Тегерана, Казахстан дает сигнал о том, что он также озабочен перспективами появления ядерного вооружения у Ирана, поскольку именно это обстоятельство дает ему возможность «подключиться» к переговорному процессу высокого международного уровня.

Традиционные аргументы экспертов о том, что Иран, благодаря потенциалу своей армии и ракетным технологиям, идеологическому и религиозному влиянию может представлять угрозу для Казахстана и это мотивирует Акорду вести активную политику на иранском направлении, не выдерживают критики, поскольку в условиях жесткого режима санкций, Центральная Азия для Ирана хотя и является «зоной потенциально особенных интересов», но пока что остается территорий деликатной и осторожной политики. И эта осторожность вполне объяснима — Иран не станет портить отношения с двумя главными союзниками Россией и КНР из-за Центральной Азии.

Другая сторона мотивации Казахстана в этом вопросе кроется не столько в том, что он желает сделать реверанс в сторону Запада, демонстрируя свою лояльность, так как оказание посреднических услуг предполагает нейтральность ко всем сторонам переговорного процесса.

Для руководства Казахстана сейчас крайне важно показать и доказать собственному населению успешность проводимой политики президента Н. Назарбаева, благодаря которому страна уверенно набирает международно-политический вес и признание в международной политике. При этом пока еще трудно прогнозировать, насколько успехи на международной арене смогут сгладить негативные социальные и политические последствия прошлых 2-х лет, когда страна испытала на себе угрозы терроризма, народные волнения в Жанаозене, странные и трагичные инциденты на границе с КНР и другие факторы, включая замедление темпов экономического роста.

Между тем, внешнеполитическая активность Казахстана была также ознаменована рабочим визитом Нурсултана Назарбаева в Москву 8 февраля 2013. По итогам встречи, президенты обеих стран традиционно высказались в пользу углубления взаимного сотрудничества, а также интеграционных проектов на Евразийском пространстве. Примечательно, что визит Назарбаева прошел на фоне стагнации казахско-российско-белорусского интеграционного взаимодействия, где Минск и Астана стремятся ввести практику равноправного и равноценного политического и экономического сотрудничества, где разный уровень развития не является первостепенным критерием.

Однако, как это нередко случается на постсоветском пространстве, национальное видение стран очень часто может меняться в кардинально обратную сторону. Так и здесь, Астана не осязая практических результатов от возможной интеграции, по всей видимости, разрабатывает иные планы, т.н. стратегии отхода на всякий случай. Ситуация вокруг аренды космодрома Байконур, предложение спикера ГД РФ Сергея Нарышкина о создании Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического союза с приданием ей наднациональных функций, воспринятое крайне негативно в Астане, а также сближение Астаны с США и НАТО приводят к накалу в двусторонних отношениях Казахстана и России.

К слову отметить, несмотря на многовекторную дипломатию обеих стран, а также мультиполюсные акценты в проводимых внешнеполитических курсах, в конечном итоге вопрос в проводимых дискуссиях на различных уровнях представителей власти ставится ребром: Вы с нами или нет? И принцип отношений «старший брат – младший брат» всегда присутствовал на пространстве СНГ и будет присутствовать, другой вопрос будет ли это устраивать те стороны, которые играют роль последнего. Астана в этом случае далеко не исключение. Пытаясь играть роль регионального гегемона, в отношениях с Москвой Казахстан не в состоянии сломать устоявшуюся систему мировоззрения российского государственного аппарата на весь регион Центральной Азии. А попытки создания в СМИ образа, рассматривающего Запад как альтернативный вариант военно-политического сотрудничества, не могут восприниматься Москвой всерьез, по крайней мере в Казахстане и пока на посту находится Нурсултан Назарбаев. Исходя из этого, становится очевидным, что несмотря на различные конфликтные ситуации, возникающие между Казахстаном и Россией, обе страны прекрасно понимают, что на современном этапе Казахстан не может выпасть из интеграционной связки. Хотя бы потому, что Астане последствия могут обернуться более непредсказуемо чем она того ожидает. Следовательно, визит Назарбаева в Москву не мог завершиться ничем иным как позитивным настроением на дальнейшее сотрудничество, удвоенным вниманием всех сторон к реализации начатых инициатив, более того, подписанием нового договора о дружбе и сотрудничестве.

По всей видимости, после окончательного урегулирования спорных вопросов, тройка примется за привлечение новых участников в Таможенный Союз. Первым на очереди стоит Кыргызстан, вторым Таджикистан. Роль первой скрипки в этом вопросе будет по всей видимости играть Астана и как думается, будет весьма успешной, по крайней мере в отношении Кыргызстана, в силу заинтересованности последнего. Но насколько убедительны будут аргументы России и Казахстана в адрес Таджикистана, у которого накопился целый ряд вопросов и претензий к своим северным партнерам покажет время.

Аналитический отдел «Prudent Solutions»

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s