Казахстан: обзор событий. Май 2012

Май 2012. (Архив)
За прошедшую неделю события во внутриполитической и внешнеполитической сфере несли в себе недвусмысленный смысл и были ориентированы на укрепление взаимоотношений с главным стратегическим партнером в лице России. Единственный отличительный момент всего недельного действия, однако, в отличие от ранее предпринятых поступательных шагов преимущественно в торгово-экономической сфере, кроется в исключительно военно-политическом факторе.
К слову сказать, вполне уместно было бы полагать, что подобная активность казахстанского руководства на военно-политическом полигоне была ознаменована 20-летним юбилеем армии и вооруженных сил Казахстана. Однако с другой стороны, подобные совпадения не случайны. Так, согласно сообщениям казахстанских медиа-источников Казахстан планирует в ближайшем будущем подписать двухлетний контракт с российским военно-промышленным предприятием по поставке тяжелой бронетехники БТР-82А и БМПТ («Терминатор»). Причем представители российской стороны отмечают позитивные сдвиги в российско-казахстанских отношениях сугубо с военно-экономической точки зрения, аргументируя это тем что Казахстан стал первым иностранным заказчиком БМПТ («Терминатор») в 2011 г.. К тому же представитель российского «Рособоронэкспорт» экс-министр обороны Кыргызстана Эсен Топоев отметил, что двусторонние контракты по поставкам военного оборудования в Казахстан привело к их увеличению в 70 раз по сравнению с 2010 г. Более того, Астана планирует также провести широкую модернизацию своей военной техники, которая, по всей видимости, будет носить поэтапный характер и преследует одну главную цель – довести уровень военного оснащения Казахстана до сравнительно одинакового уровня с Россией. Из всего этого следует, что на современном этапе Казахстан и Россия наряду с высокой активностью в политической, торгово-экономической плоскостях, переходят к повсеместному укреплению межгосударственного сотрудничества. В данном случае, как представляется очевидным, акцент ставится на укрепление своего военно-технического потенциала. Исходя из вышесказанного, на современном этапе ожидается некий подъем двустороннего взаимодействия между Россией и Казахстаном вследствие официального вступления на должность президента РФ Владимира Путина.
Эксперты склонны полагать, что с возобновившимся президентством В. Путина российский интерес к Центральной Азии будет возрастать и трансформироваться в своих подходах к каждой стране в отдельности. Однако Казахстан рассматривается как отдельный субъект, которому в Центрально-Азиатском регионе отводится отличная от всех остальных роль. К тому же, как мы отмечали ранее, Астана будет играть роль «первой скрипки» в делах, связанных с убеждением стран Центральной Азии (Кыргызстан и Таджикистан в первую очередь) к присоединению к Таможенной тройке государств.
Между тем, несмотря на успехи на внешнеполитическом поприще, социально-экономические проблемы страны отражаются в постоянных пикетах и забастовках рабочего класса разных областей жизнедеятельности. Так, на прошлой неделе работники рудников корпорации «Казахмыс» в Жезказгане устроили краткосрочную забастовку с требованиями улучшения условий труда и повышения заработной платы. В субботу 98 шахтеров Анненского рудника ночной смены отказались подниматься на поверхность, в то время как рабочие утренней смены в количестве 100 человек не стали спускаться в рудник. Позже, количество бастующих увеличилось вследствие присоединения к протестной акции шахтеров еще двух рудников Восточно-Жезказганского и «Южного». Руководство корпорации, тем не менее, не стало выдвигать ответных требований согласившись с ключевыми требованиями бастующих. Тем самым, рабочие корпорации выразили отказ от дальнейших протестных действий, которые по плану шахтеров должны были перенесены в г.Жезказган для их более широкой огласки.
В свете этого события, а также многих других фактов подобного рода, можно с определенной долей уверенности утверждать о системном кризисе в социально-трудовой сфере страны. Укрепление мнения в сознании рабочего класса (преимущественно индустриального сектора) о необходимости проведения протестных акций для достижения своих целей стало вполне закономерным после событий в г. Жанаозен. Не вдаваясь в детали произошедшего, лишь напомним, что последствия тех событий обрели характер глубоких преобразований локального уровня, вплоть до смещений с государственных постов областного значения. Между тем, продолжающийся кризис, который в большей степени обусловлен последовательным ростом цен на продукты питания, горюче-смазочные материалы, а также постепенной ориентацией на российский рынок, по всей видимости будет отражаться на недовольстве рабочих других сфер занятости. К тому же, очень высока доля вероятности того, что подобный сценарий может вылиться в политическую проблему если руководство Казахстана не найдет оптимальные пути ее решения в среднесрочной перспективе. Безусловно, говорить о неизбежности такого развития событий сейчас нецелесообразно, но в условиях высокой конкурентоспособности, высоких цен и свободного перемещения трудовых ресурсов, которые без сомнений будет наблюдаться после вхождения в активную стадию Единого экономического пространства, подобное мнение имеет место быть.
Между тем, на современном этапе, наблюдая какими семимильными скачками Казахстан, Россия и Белоруссия движутся к финальной стадии интеграционного проекта перспектива создания Евразийского союза обрастает скептическими взглядами. Внутриполитические и внутриэкономические проблемные аспекты, которые и без того несут по своей сути некий деструктивный характер, могут поставить под сомнение дальнейшие внешнеполитические и внешнеэкономические интересы. Тем не менее, дальнейшее развитие событий в стране, по нашему мнению расставят все акценты над неопределенными моментами.
Аналитический отдел «Prudent Solutions»