Новая архитектура безопасности в АТР: Япония и Австралия укрепляют сотрудничество.

Усубалиев Эсен
13 марта 2007 г., в ходе четырехдневного визита премьер-министра Австралии Джона Говарда в Японию, состоялось подписание совместной декларации о сотрудничестве в области безопасности, направленной на укрепление военных связей между двумя странами. Впервые за последние 50 лет в азиатско-тихоокеанском регионе было подписано столь всеобъемлющее соглашение без привлечения США. Впрочем, это не означает какого-либо пересмотра отношений к главному союзнику в регионе и созданной США системе безопасности в АТР, а указывает на ее дальнейшую трансформацию в соответствии с изменением характера угроз безопасности.
Становится очевидным, что Австралия стремится найти способы увеличения своего влияния в Азии, не только активизируя экономические связи, но и принимая участие в организации новых форм безопасности в регионе. Для Японии же это второй двусторонний договор безопасности в АТР. Как известно, японо-американский альянс до сих пор выполняет функции краеугольного камня безопасности и обороны страны. Появление нового соглашения в этой сфере будет содействовать более тесным союзническим отношениям между странами и отвечать интересам создания общего пространства безопасности и стабильности в регионе.
Детальный анализ заключенного соглашения [1] позволяет говорить о весьма широком спектре охватываемых областей сотрудничества в области безопасности, которое акцентирует свое внимание на нескольких ключевых аспектах выстраиваемой структуры безопасности в регионе.
В первую очередь важно отметить, что совместная декларация впервые официально объявляет о существовании всестороннего сотрудничества в области безопасности между Японией и Австралией. Но и без этого, двусторонние отношения между странами уже включали сотрудничество между разведывательными учреждениями и обмен информацией, взаимодействие в области охраны морских границ, регулярный обмен специалистов и проведение совместных учений, меры по противодействию терроризму, а также участие в руководимых США военных операциях. Официальное признание этих сфер сотрудничества, которые на деле уже давно и успешно осуществлялись, может указывать на готовность Японии и Австралии перейти на новый, более высокий уровень военного взаимодействия в будущем.
Другой важный аспект декларации заключается в «признании общих стратегических интересов и взаимных выгод в области безопасности, исходящих из союзнических отношений с США», а также выражается в «намерении и впредь укреплять трехстороннее сотрудничество». По сути, оформление отношений между Японией и Австралией в рамках совместной декларации, знаменует поворотный момент в формировании системы безопасности в Азии.
Напомним, что ранее подходы к обеспечению безопасности в АТР исходили из существования советской угрозы и основывались на множестве двусторонних военных договоров, в каждом из которых США выполняли центральную роль. Теперь же, есть все основания говорить о переходе к многосторонним формам организации системы безопасности в АТР, с сохранением лидирующих позиций США, но в современных условиях, нацеленной на нейтрализацию влияния и угроз со стороны КНР.
Что характерно, обеспокоенность растущим военным потенциалом Китая не нашла прямого отражения в тексте декларации. И это вполне объяснимо, так как стороны не хотят прямой и официальной увязки укрепляющегося сотрудничества с угрозой со стороны КНР. Еще до начала официального визита Дж. Говарада, министр иностранных дел Австралии А. Даунер дал интервью японской газете «Ёмиури Синбун», в котором исключил возможность того, что активизация двустороннего взаимодействия в сфере безопасности может отрицательно повлиять на отношения с Китаем. В частности, он заявил, — «Декларация не направлена против Китая, ее необходимо воспринимать исключительно в контексте двусторонних отношений с Японией» [2].
Между тем, очевидно, что упоминание в декларации Северной Кореи и связанной с ней проблематики, имеет двойное предназначение – это не только признание реальной угрозы режиму безопасности в Азии, но еще и удобное прикрытие антикитайского характера создаваемой системы.
В целом можно добавить, что Япония и Австралия испытывают двойственные чувства, по отношению к Китаю. С одной стороны, они заинтересованы в получении собственных выгод от экономического роста Китая, а с другой стороны, еще не решили, воспринимать ли всерьез опасения по поводу возможной военной угрозы со стороны Китая в регионе.
Следующим важным аспектом, который вытекает из подписанной декларации, является ускоряющаяся милитаризация внешней политики Японии и Австралии. Япония ранее пересмотрела свою позицию по вопросу применения силы, по сути, отказавшись от старого принципа «сугубо оборонительной обороны» и объявив о своем праве нанесения упреждающего удара в случае угрозы безопасности и приобретения необходимых средств наступательного характера. Япония уже располагает силами особого назначения, группировкой разведывательных спутников, собственной противоракетной обороной и все это на фоне продолжающейся реформы вооруженных сил.
Совместная декларация также расширяет возможности правительства Австралии по использованию военной силы, подкрепляя ее позиции как одного из ведущих региональных «жандармов» под патронатом США. Однако Австралия укрепляет свое положение не только за счет тесного сотрудничества с Японией в этой сфере. В прошлом году Австралия подписала идентичную декларацию по безопасности с Индонезией, которая в свою очередь, уже объявляла о намерении развивать тесное сотрудничество с Японией в этой области. В этой связи, пресс-секретарь министерства обороны Индонезии отметил что, — «Япония оказывает существенное влияние на стабилизацию ситуации в регионе, наряду с феноменальным ростом экономик Китая и Индии» [3].
В этом контексте можно ожидать открытие новых баз Японии на территории Австралии, подобной разведывательной станции космического наблюдения в Лэндсдэйле. К примеру, США также планируют использовать Австралию для этих целей. В феврале 2007 г. военное командование США объявило о намерении построить в г. Геральдтон станцию слежения за спутниками, которая будет передавать развединформацию группировке войск США на Ближнем Востоке и в Азии.
Не приходится и говорить, что уже давно отработанные сферы взаимодействия между Японией и Австралией в таких областях как охрана морских границ, проведение совместных учений, сотрудничество оборонных и космических ведомств получат новый импульс. Важно подчеркнуть, что более чем 30-летнее военное сотрудничество между Японией и Австралией, которое все это время особо не афишировалось в прессе и впервые получило официальное признание в Декларации, имеет потенциал для дальнейшего более тесного взаимодействия двух стран. И не исключено, что возможно это окажет влияние на характер отношений этих стран, могущий приобрети черты полноценного военного альянса равноправных партнеров в рамках объединенной США системы безопасности в АТР.
Можно быть уверенным, что заключенный между странами договор, который естественным образом входит в американскую систему безопасности, означает для Китая, что США всерьез обеспокоены его будущим статусом мировой державы, а эти меры направлены на создание пояса союзных США стран, способных коллективно противостоять растущему влиянию КНР.
В целом, развитие ситуации указывает на начало процесса оформления новой многосторонней системы безопасности в АТР, которая будет представлять собой подобие Шанхайской Организации Сотрудничества, но с упором на развитие военных аспектов сотрудничества. И США выступают в качестве главного ориентира и опоры этой группы стран. Между тем есть все основания полагать, что повышение уровня военного сотрудничества и дальнейшее укрепление взаимодействия в сфере безопасности, должно в скором времени привести к официальному закреплению новой военно-политической структуры в этой части Азии.
Июнь 2007 г.
Усубалиев Эсен, к.и.н., директор аналитического центра «Prudent Solutions».
[1] Australian Government, Department of Foreign Affairs and Trade.
http://www.dfat.gov.au/geo/japan/aus_jap_security_dec. html
[2] Australian PM begins Japan visit. 2007/03/11. BBC NEWS: http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/asia-pacific/6439103.stm
[3] RI, Japan to Increase Defence Co-operation, Jakarta Post http://www.thejakartapost.com/detailgeneral.asp?fileid=20070312181941&irec=18>. 2007-03-13.