Перемирие между Талибан и ДАИШ в Афганистане

Аналитический центр «Разумные решения».
Август 2016.
По последним сообщениям в афганской провинции Кунар талибы и сторонники Исламского государства (ДАИШ) заключили перемирие, которое некоторые афганские специалисты оценивают как временное, связанное с перегруппировкой сил обеих сторон. С другой стороны командующий силами коалиции в Афганистане генерал Джон Николсон рассматривает прекращение боевых действий между ними в Кунаре в рамках децентрализованности самой организации Талибан, где каждый командир отряда может самостоятельно принимать решение.
Тем не менее, существует и другая точка зрения, согласно которой главный оплот на востоке страны, может постепенно переместится в соседнюю провинцию Кунар и далее в Бадахшан на границе с Таджикистаном.
И действительно по сообщению афганской прессы в ходе июльской операции в Нангархаре американскому контингенту удалось оттеснить отряды ДАИШ в горные районы, при этом был убит одни из их лидеров Саад Эмарати, а позднее Саид Хафез Хан. В то же время отряд в количестве более 100 боевиков ушел в провинцию Кунар.
Интересно что, еще в начале текущего года приходили сообщения от источников из афганской полиции об активности вербовщиков ДАИШ в городах Маравара, Чапа-Дарра и Газиабад провинции Кунар.
Здесь также необходимо учитывать что, афганская провинция Кунар граничит с зоной проживания племен баджавур в Пакистане. Известно, что в 2015 году в этой зоне представитель пакистанских талибов «Техрик-е-Талибан» Шахидулла Шахид (убит в том же году), ряд полевых командиров и судьи этой группировки принесли присягу ДАИШ.
Соответственно поддержка столь необходимая ДАИШ в Афганистане со стороны, хотя части пакистанских племен баджавур обеспечена, которые к тому же традиционно предоставляли убежище боевикам «Техрик-е-Талибан».
Вместе с этим общеизвестно что, более 90% транспортных путей и перевалочных пунктов в Афганистане контролируется талибами, по которым идет продовольствие, оружие и боеприпасы, в том числе и грузы для ДАИШ в провинции Нангархар. В этой в сфере в основном и происходят точки соприкосновения и взаимодействие между ДАИШ и Талибан, причем со стороны отдельных полевых командиров талибов здесь наблюдается в большей степени коммерческий интерес и коррупция.
Более того Анвар уль-Хак Муджахид, полевой командир вооруженной группировки на востоке Афганистана, который вышел из состава Талибан в 2009 году и воюют с правительственными силами, НАТО и ДАИШ в Нангархаре, опираясь на свои источники считает что в провинции Кунар идет процесс объединения части талибов и ДАИШ. В этом Анвар уль-Хак Муджахид как бывший теневой губернатор талибов в Нангархаре опирается на факт влияния главы «Сети Хаккани» Сирауджиддина Хаккани на руководство Талибана, который занимает непримиримую позицию к силам НАТО и готов на союз с любыми группировками.
К тому же ячейки организации «Сети Хаккани» всегда считали провинцию Кунар своим полем для активности ввиду близкого соседства с Пакистаном, где расположены ряд центров подготовки этой группировки.
С другой стороны ни катарское представительство Талибана, ни центральное руководство организации не опровергают факт перемирия между талибами и ДАИШ. На это может указывать слова одного из лидеров Талибана Абдул Гани Барадар, который якобы заявил что, ДАИШ из противника талибов превратиться в сторонника и совместно они освободят Афганистан, Сирию Пакистан и Ирак. Тем не менее, подтверждений этому заявлению пока нет.
Интересно что, полевые командиры и сам глава Талибан Мулла Ахтар Мансур, которые категорически выступали против союза или перемирия с ДАИШ в Афганистане были ликвидированы силами НАТО и, судя по всему единой позиции в этом вопросе у талибов сейчас нет, хотя, скорее всего, следует ожидать официального заявления.
Вместе с этим если информация о переходе боевиков из Нангархара верна, то это следует рассматривать, как стремление закрепиться в провинции Кунар со стороны ДАИШ, а перемирие с талибами как попытку объединить разрозненные группы иностранцев в Бадахшане, которые пока формально причисляют себя к Талибану.
Тем более по утверждению депутата местного парламента Бадахшана Сафиулла Муслима в провинции с начала 2016 года заметно активизировались мелкие группировки узбеков, таджиков, уйгур и выходцев из российского Кавказа, которым покровительствует «Сеть Хаккани», участвующих в нападениях и диверсиях против правительственных сил.
По данным разведки афганской армии боевики ДАИШ нашли убежище в уездах Хас-Кунар, Сирканай и Маравара провинции Кунар, где есть активное присутствие талибов. Часть боевиков ДАИШ, получив медицинскую помощь, расселена по горным селениям, а другие с оружием сохраняют боеспособность.
Пока афганская армия не имеет возможностей отследить точные районы дислокации боевиков ДАИШ в Кунаре ввиду того что, более 80% территории провинции покрытии лесистыми горами. Тем не менее, прямых огневых контактов между боевиками ДАИШ и Талибан не было зафиксировано.
Однако официальный Кабул не допускает возможности полного перемирия или союза между ДАИШ и Талибан, ссылаясь на различие в идеологиях и локальный характер, ограниченный только провинцией Кунар.
С другой стороны численность боевиков ДАИШ в Афганистане по разным оценкам не превышает и 3-4 тысяч с учетом групп иностранцев на севере страны, которые соблюдают нейтралитет с талибами.
Соответственно для организации талибов, которая контролирует большие территории и имеет численность до 50 тысяч боевиков, ДАИШ не может представлять интереса как потенциальный союзник. Хотя за последний период, начиная с лета текущего года, талибы не достигли значительных успехов в борьбе с ДАИШ в провинции Нангархар. Напротив талибы в Нангархаре потеряли несколько своих укрепленных позиций в уезде Кот, были захвачены в плен боевиками ДАИШ ряд полевых командиров Талибана.
Однако точку зрения Кабула в невозможности союза между ДАИШ и Талибаном может также подтверждать и состав обеих группировок, если у первых он состоит из различных этнических групп, то вторые опираются только на пуштунские элементы за исключением «Сети Хаккани».
Тем не менее, главную проблему для группировки Талибан представляют центробежные силы, которые состоят из различных полевых командиров. К тому же перемирие между ДАИШ и талибами или возможный союз, скорее всего, станет началом столкновения с другими военизированными группировками, например с Исламской партией Афганистана Гульбеддина Хекматьяра или ополчением таджиков и туркмен на севере страны, хотя последние в действительности не представляют собой значимой силы.
Подобный сценарий со стратегической стороны вряд ли выгоден Талибану, который акцентирует все свои силы и ресурсы на борьбе с НАТО и правительством Афганистана, но вместе с этого нельзя, и исключать, с учетом непредсказуемости ситуации в стране.
Аналитический центр «Разумные решения».