Казахстан: внешняя политика на современном этапе

Обзор событий. Февраль 2012 г.
На сегодняшний день процессы, протекающие в Казахстане, направлены по своей сути, на корректировку существующего баланса сил. В этой связи, за исключением формальных кадровых перестановок на уровне акимов (губернаторов) и их заместителей, особой внутриполитической активности в стране не наблюдается. Наиболее интересной, на наш взгляд, является внешняя политика Казахстана и его место в глобальных и региональных политических процессах.
Казахстанское руководство, расставляя приоритеты в международном сотрудничестве, особое и стратегическое место отводит России. Это касается различных сфер взаимодействия, однако импорт-экспорт нефтепродуктов, совместные проекты по углублению интеграции на постсоветском пространстве занимают лидирующее место в двусторонних отношениях. Как следствие, Россия выступая в роли гаранта по созданию Единого Экономического Пространства становится мощным центром притяжения для бывших союзных стран ЦА, в частности Казахстана. Безусловно, говорить о том, что уровень экономического развития Казахстана сопоставим с Кыргызстаном или Таджикистаном не имеет смысла. Однако экономическая зависимость от России присуща всем странам Центральной Азии. Казахстан не является исключением. С другой стороны, сотрудничество с Россией странами Центральной Азии в корне отличаются по своему характеру и содержанию нежели с Западом. Это объясняется близким расположением Центральной Азии с Россией, а также наличием общих проблем безопасности. Следовательно, Москва вынуждена инициировать и оказывать поддержку осязаемым проектам с большой долей практического применения. В то время как Запад, большой акцент делает на развитие и укрепление демократических ценностей, что в свою очередь несет в себе несколько расплывчатый характер.
Единая региональная политика Астаны и Москвы выделяет Казахстан в ЦА как приоритетного партнера России. Но, несмотря на общность взглядов, казахское руководство стремится к выработке своего внешнеполитического видения, независимого от российских взглядов. Это касалось поддержки казахскими властями западных инициатив по Ираку и Афганистану, присоединением к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Сейчас, это особо заметно по событиям, складывающимся на Ближнем Востоке. Недавнее голосование по резолюции, дающее фактически «карт-бланш» Западу повлиять на ситуацию в Сирии, не нашло поддержку только у 12 стран. Основными оппонентами стали Россия, Китай, Иран, КНДР, из стран СНГ – Белоруссия. Казахстан и остальные страны Центральной Азии как следствие, проголосовали «за». В этой связи, создается впечатление того, что Западное лобби занимает более выигрышные позиции в Центральной Азии, которая традиционно занимает сферу российского влияния. Более того, независимость внешнеполитического курса Казахстана все же обуславливает легкую наклонность в пользу Западной политики. Исходя из этого, можно предположить что, Казахстан, предпринимая меры по диверсификации своих курсов внешней политики, создает некую модель лавирования и тонкого баланса между мировыми центрами силы. Такая поведенческая линия формирует основу казахстанской «Концепции внешней политики» и несет в себе принцип многовекторной дипломатии. К тому же, как показывает анализ, внешняя политика Казахстана по сравнению с международной активностью других стран ЦА (внешнеполитические колебания Узбекистана от России к США и наоборот, политические торги за американскую авиабазу в Кыргызстане К. Бакиевым в 2009 г.) имеет поэтапный и логический характер реализации. Постепенное внедрение политических инициатив подкрепляется растущим экономическим потенциалом, что вкупе создает благоприятный имидж на международной арене. В этой связи, Казахстан для международных акторов представляется наиболее надежным и приоритетным партнером в Центральной Азии.
Между тем, многовекторный подход во внешней политике Астаны в среднесрочной перспективе по всей видимости будет в определенной мере ограничен в своем разнообразии. Такого рода вероятность существует и связана в первую очередь с перспективной интеграцией с Россией. Следовательно, либерализация торговых и экономических отношений будет влечь за собой некие коррективы во внешней политике стран. В силу того, что очередной стадией после развития Единого экономического пространства будет формирование общего рынка, тем самым общность внешнеэкономических курсов станет плавно проектироваться и на внешнюю политику. Причем необходимо учитывать различные цели создания ЕЭП, для РФ проект является в большей степени геополитическим и призван укрепить российские позиции как военно-политическом плане (ОДКБ), так и в экономическом (ЕЭП). С реализацией последнего фактора будет укреплена экономическая зависимость ЦА от России. Для Казахстана ЕЭП является чисто экономической прерогативой, стимулирующей внутреннее производство. Из этого следует, что перед Казахстаном в среднесрочной перспективе встанет дилемма, которая с одной стороны будет предполагать сохранность своих экономических интересов, а с другой незначительным образом определит тенденцию снижения свободы действий на внешнеполитической арене.
Конечно, в Астане прекрасно понимают, что такой вариант развития событий вполне имеет место быть. Власти Казахстана негласно пытаются заручиться поддержкой международного сообщества путем выражения своего собственного, отличного от взглядов Кремля мнения. Однако как будут расставлены приоритеты Акмолой и, какая карта будет бита, станет известно в самое ближайшее время. Показателем тому станет насколько страны Центральной Азии и Казахстан в частности примут новый американский проект, подразумевающий развертывание полномасштабной борьбы с наркотрафиком из Афганистана. Для этого будут созданы спецподразделения во всех пяти центральноазиатских государствах. Но Россия воспринимает эту инициативу как сохранение присутствия США в регионе и убеждает партнеров по ОДКБ отказаться от участия в нем. Следовательно, возникает довольно щепетильная внешнеполитическая ситуация как для России и США, так и для стран ЦА в отдельности. Дабы склонить Казахстан и остальные страны региона к российскому вектору в этом вопросе, Кремлю нужно предложить лучшие условия (политические преференции, экономические выгоды, отмена пошлин на поставку энергоресурсов, материально-техническая помощь и т.д.). Вашингтон в это время интересуется формированием антинаркотического кольца вокруг ИРА и продолжает свою центральноазиатскую политику. Страны ЦАР лишь наблюдают за конфликтом интересов супердержав с выжидающей позиции.
Между тем, на современном этапе Казахстан, ищет пути влияния на соседние страны региона. Аналогично с российским подходом, казахстанский капитал идет в авангарде и является главным инструментом в обеспечении гарантиями своих капиталовложений и политических аспектов сотрудничества. Так, Астана дала согласие на реализацию энергетических проектов в Таджикистане, а во время визита премьер-министра О. Бабанова в Казахстан была достигнута договоренность о софинансировании казахской стороной строительства Камбар-Атинской ГЭС и высоковольтной ЛЭП, соединяющей северную часть КР с Алматинской областью РК. Необходимо отметить, что поддержка Казахстаном несет в себе стратегический характер, а именно в период сложных энергетических споров Кыргызстана с Узбекистаном.
Аналитический отдел «Prudent Solutions»